Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Образованщина (статья)

31-08-2023

Образованщина
Жанр:

публицистика

Автор:

Александр Солженицын

Язык оригинала:

русский

Год написания:

январь 1974

Публикация:

1974

Образова́нщина — публицистическое эссе Александра Солженицына, обращённое к советской интеллигенции. Написано в январе 1974 года, впервые опубликовано в сборнике «Из-под глыб» издательством ИМКА-Пресс в Париже на русском языке в 1974 году. В СССР нелегально распространялось в Самиздате, впервые опубликовано в 1991 году в журнале «Новый мир» (№ 5, 1991).

Эссе вызвало споры и резкую критику со стороны либеральной интеллигенции[1][2][3], а использованное автором слово «образованщина» стало крылатым выражением. Идеи и положения, изложенные в «Образованщине», нашли своё продолжение и развитие в публицистических работах Солженицына «Жить не по лжи» (1974) и «Наши плюралисты» (1982).

Содержание

Цитата

Интеллигенция! Каков точно её объем, где её границы? Одно из излюбленнейших понятий в русских спорах, а употребляется весьма по-разному. При нечёткости термина многое обесценивается в выводах. Авторы «Вех» определяли интеллигенцию не по степени и не по роду образованности, а по идеологии — как некий новый орден, безрелигиозно-гуманистический. Они очевидно не относили к интеллигенции инженеров и учёных математического и технического циклов. И интеллигенцию военную. И духовенство. Впрочем, и сама интеллигенция того времени, собственно интеллигенция (гуманитарная, общественная и революционная) тоже к себе не относила всех их.

<...>

Г. Федотов остроумно предлагал считать интеллигенцией специфическую группу, "объединяемую идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей". В. Даль определял интеллигенцию как "образованную, умственно развитую часть жителей", но вдумчиво отмечал, что "для нравственного образования у нас нет слова" — для того просвещения, которое "образует и ум, и сердце".

<...>

Насколько чудовищно мнилось до революции назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся интеллигентом партийный агитатор и политрук.

Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы.

По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск.

Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной.[4]

См. также

Примечания

  1. Самосознание : Сб. ст / Сост. П. Литвинов, М. Меерсон-Аксёнов, Б. Шрагин. — Нью-Йорк: Хроника-пресс, 1976. — 320 с.
  2. Сон о справедливом возмездии (Мой затянувшийся спор) // Синтаксис. Публицистика, критика, полемика. — Париж, 1980. — № 6. — С. 13—87.
  3. Дора Штурман в исследовании публицистики Солженицына (Штурман Д. Городу и миру: О публицистике А. И. Солженицына. — Париж — Нью-Йорк: Третья волна, 1988.) предлагает, в частности, такую версию причин грубого извращения взглядов Солженицына: после письма IV съезду писателей в 1967 году многие ждали, что он будет «выразителем мнений, преобладающих в кругах существенно космо-политизированной подсоветской интеллигенции с её неизжитыми демо-социалистическими сантиментами. А он в „Образованщине“ предъявил счёт интеллигенции, дал ей презрительную кличку, повернулся к „Вехам“, проявил почвеннические симпатии, ретроспективные интересы…» Существенна и другая причина: «Вокруг просвещённого либерального почвенничества лежит в СССР агрессивная и весьма обширная область ксенофобийного национализма, достаточно страшно о себе заявившего и заявляющего в XX веке во многих странах. На Солженицына стали распространять идеологию и психологию этой области — тем более что её идеологи порой спекулируют его именем, а их направление мысли и деятельности отнюдь не лишено будущего в раздираемой непримиримыми или трудно примиримыми противоречиями стране». См. также: Штурман Д. После катастрофы: По страницам сборников «Из глубины» и «Из-под глыб» // Новый мир. — 1995. — № 2. — С. 108, 133, 144—161, 162.
  4. Александр Солженицын. Образованщина

Ссылки

  • Образованщина
  • Текст эссе на официальном сайте А. И. Солженицына 91 KB, Проверено 13 июля 2009 г.
  • Сборник статей «Из-под глыб», изд. YMCA-Press, Paris, 1974.
  • Паршин А. Н. «Вехи», «Из глубины», «Из-под глыб» как религиозные манифесты русской интеллигенции // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры : мат-лы межд. науч. конф. «Одиннадцатые Лосевские чтения», 10—14 октября 2005 г / Отв. ред.: А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи. — М.: Наука, 2007. — С. 272—277. — ISBN 978-5-02-035677-1

Образованщина (статья).

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31