22-10-2023
Персидские евреи — этнолингвистическая группа евреев. Термин «персидские евреи» употребляется для обозначения большей части еврейской общины Ирана, говорящей (как и евреи Афганистана, Средней Азии и Восточного Кавказа) на еврейско-иранских языках (в отличие от проживавших в Иране курдистанских евреев, сохранивших в обиходе еврейско-арамейские языки, а также миандоабский еврейский говор азербайджанского языка).
Содержание |
Расширительно термин «персидские евреи» часто применяется также к афганским и бухарским евреям, так как до начала XVI в. евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распадение этой большой общины в начале XVI в. на общину иранских евреев и общину евреев Средней Азии и Афганистана с делением последней во второй половине XVIII в. на отдельные общины афганских и бухарских евреев связано с рядом политических событий, ослабивших контакты между евреями, жившими в соответствующих регионах.
На протяжении средних веков языком письменности у персидских евреев в широком смысле (Иран, Афганистан, Средняя Азия и юго-восточное Закавказье) был еврейско-персидский язык. В XIX в. произошел переход литературного творчества бухарских евреев с еврейско-персидского на еврейско-таджикский язык.
В настоящее время большинство персидских евреев сосредоточено в Израиле (75 тысяч в 1993, включая второе поколение)[1] и США (45 тысяч, только первое поколение). По разным оценкам 30-40 тысяч евреев всё ещё остаётся в Иране, в основном в Тегеране, Исфахане (3 тыс.) и Ширазе. По сообщению BBC 10 еврейских семей сохранилось в Йезде, из них шесть так или иначе родственны друг другу, хотя по другим источникам их число там гораздо больше. До начала выезда в Израиль еврейские общины были представлены во многих других городах Ирана, в частности в городах Керман, Хамадан, Мешхед, Кашан, Боруджерд, Нехавенд и др. Сейчас еврейская община Ирана является крупнейшей среди мусульманских стран. [2]
Официальная политика властей Ирана по отношению к евреям основывается на принципе: терпимость к евреям, нетерпимость к сионизму (под последним понимается оправдание существования государства Израиль), что полностью тождественно политике СССР времён «застоя». По данной причине в политике происходят удивительные коллизии: например, в 2007 году, когда президент Ахмадинежад выступал с резкими заявлениями в адрес Израиля и подвергал сомнению масштабы Холокоста, по иранскому телевидению с большим успехом прошёл телесериал «Поворот на ноль градусов», финансированный иранским правительством и повествующий о том, как иранец в годы нацистской оккупации Франции помог спастись семье своей возлюбленной — французской еврейки — и ряду других евреев.
Еврейскую общину в Меджлисе представляет 1 депутат (в 2000 и 2004 годах на эту должность избирался Морис Мотамед). Евреи Ирана свободно эмигрируют в различные страны, за исключением США и Израиля, куда они могут попасть лишь через третьи страны (однако у того же Мотамеда почти вся семья уже переехала в США).
Бывший президент Израиля Моше Кацав происходил из иранских евреев.
Это заготовка статьи по истории Азии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Персидские евреи.